Один год и целая жизнь

К своему главному космическому полёту длиною в год наш земляк Владимир Титов шёл долго и трудно. Казалось, что всё складывается против, и сама судьба не позволит достичь главной цели.

Видя отчёты об очередном космическом полёте, читая биографии космонавтов, мало кто задумывается о том, что космонавт — это невероятно трудная профессия: сначала долгая, невероятно кропотливая и жёсткая подготовка, а потом — работа на грани человеческих возможностей.

Деятельность обычного человека даже в простых условиях не всегда продуктивна. А в условиях невесомости трудности достижения даже элементарного результата умножаются, возрастают в десятки и сотни раз. Представим теперь, что эти трудности длятся не один день, и даже не один месяц — а целый год. Каким же должен быть человек, чтобы преодолеть эти трудности? Какие нужны характер и воля, подготовка и опыт?

Владимир Титов — курсант ЧВВАУЛ. 
Фото впервые опубликовано в журнале "Новости космонавтики"

Начало пути

Владимир Георгиевич родился 1 января 1947 г. в г. Сретенске Читинской области. 

В 1970 г. окончил Черниговское лётное училище. Впоследствии освоил 10 типов самолётов и налетал свыше 1400 часов, в 1975 г. присвоена квалификация «Военный летчик-инструктор 1 класса».

– Владимир Георгиевич, как Вы стали космонавтом?
Надо сказать, в детстве я не мечтал стать космонавтом, а хотел быть летчиком-испытателем. Но получилось так, что по окончании училища в 1970 г. меня оставили летчиком-инструктором. Позднее, в 1974 г., пригласили на должность командира авиационного звена в полк имени В. С. Серёгина.  В 1976 г. был объявлен набор в отряд космонавтов. Меня пригласил к себе командир полка, и у нас состоялась беседа, в ходе которой он предложил мне пройти медкомиссию для зачисления в отряд. Во время отбора в 1976 г. в строевых частях было проверено много летчиков: как нам говорили, около 2 000 человек. В отряд космонавтов тогда зачислили всего девять летчиков. Из полка Серёгина в отряд попал только я один.

23 августа 1976 г. приказом Главкома ВВС Владимир Титов зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов. С целью получения квалификации летчика-испытателя для дальнейших работ по программе «Буран» в 1977-1978 гг. проходил подготовку в Центре испытания авиационной техники и подготовки летчиков-испытателей (ЦПЛИ) в городе Ахтубинске, специальную парашютную подготовку и  общекосмическую подготовку в Центре подготовки космонавтов (ЦПК). По ее окончании получил квалификацию космонавта-испытателя. 

30 января 1979 г. Владимир Титов был назначен на должность космонавта группы космических летательных аппаратов специального назначения.

Подготовка на тренажёре космического корабля.
© РИА "Новости"

– Как проходила Ваша подготовка к полетам?
Поскольку будущие пилоты «Бурана» должны были уметь хорошо управлять кораблем, всех нас направили в ЦПЛИ в Ахтубинске. Для меня это было как раз то, что я и хотел. С сентября 1976 г. в течение девяти месяцев мы проходили программу обучения летчиков-испытателей. Первые четыре месяца у нас были теоретические занятия, а затем мы начали летать. За это время нам дали очень хорошую подготовку. 

Окончив подготовку в ЦПЛИ, мы на месяц уехали на парашютные прыжки в Киржач. За месяц я там сделал несколько десятков прыжков. Мы научились прыгать с большими задержками ввода парашюта, делать фигуры, схождения и расхождения. Нас не просто учили падать, а мы должны были уметь работать в стрессовой ситуации. 

Выполнив более 100 прыжков с парашютом, Владимир Титов получил в 1979 г. квалификацию «Инструктор парашютно-десантной подготовки ВВС», а в 1980 г. с учётом лётной подготовки в ЦПЛИ — «Военный летчик 1 класса».

Но космонавтов учат не только летать и прыгать с парашютом. Невесомость — одно из важнейших испытаний для человеческого организма в космосе. На земле невесомость моделируют на борту самолёта-лаборатории и в специальных бассейнах. Поэтому Владимир Титов ещё и офицер-водолаз, в 1978 г. он провел под водой в гидролаборатории ЦПК более 900 часов!

Тренировки космонавтов по выходу в открытый космос в гидролаборатории ЦПК. 
© РИА "Новости"

Через тернии к звёздам — буквально

И вот почти 7 лет подготовки и непрерывных тренировок позади. Есть готовность к первому космическому полёту! Он был назначен на 20 апреля 1983 г., а Владимир Титов — командиром корабля «Союз Т-8». Планировалась длительная работа на борту орбитальной станции «Салют-7» совместно с Геннадием Стрекаловым и Александром Серебровым. Но план полёта оказался нарушен. Стыковка с орбитальной станцией не состоялась из-за нераскрытия штанги антенны системы сближения и стыковки. Космонавты пытались предпринять ещё попытку, но Земля во избежание риска скомандовала: «Посадка!».

Летом 1983 г. Владимиру Титову были присвоены звания полковника и «Летчик-космонавт СССР».

Пожар на старте 26 сентября 1983 г. Через несколько секунд сработает САС.
© Роскосмос

1983 год стал для Владимира Титова годом настоящих испытаний судьбы. Следующий полёт совместно с Геннадием Стрекаловым был назначен на 26 сентября. При старте корабля «Союз Т» в ракете-носителе начался пожар. Всего за 4 секунды до падения и взрыва ракеты по команде руководителей пуска безупречно сработала система аварийного спасения (САС), которая почти мгновенно подняла спускаемый аппарат на высоту 1 километра над землёй, ветром на парашюте его отнесло в сторону, и космонавты мягко приземлились, не было даже синяков. 

На самом деле y истоков САС стоял американский инженер Макс Фаже (впоследствии один из главных конструкторов "Шаттла"). Наши разработчики практически скопировали удачную, на деле безотказную конструкцию. Спустя 12 лет Титов и Стрекалов получат возможность лично отблагодарить Фаже за своё спасение (об этом ни разу не писали российские СМИ, а вы можете прочесть и увидеть здесь).

Благодаря надёжности системы и чётким действиям руководителей старта экипаж уцелел, но стресс и разочарование, конечно, были. Кто-то суеверный, возможно, начал думать о том, что Титов приносит неудачи экипажам, и его карьера космонавта предрешена. 

Было трудно и самому Владимиру Георгиевичу. 
Насколько трудно — знает только он сам. 

После этих событий у Титова случился большой перерыв в полётах. В 1984-1987 гг. Титов учился на заочном отделении военно-воздушной академии им. Ю. А Гагарина, которую окончил с отличием и получил квалификацию «Офицер по управлению боевыми действиями».

Перед рекордным полётом. Снизу вверх: Титов, Левченко, Манаров. 
© ЦПК

Главный полёт

Но Владимир Титов не из тех, кто отступает. С марта по декабрь 1987 года он вновь начинает подготовку к полёту, в качестве командира основного экипажа по программе третьей основной экспедиции (ЭО-3) на орбитальный комплекс «Мир» вместе с Мусой Манаровым и Анатолием Левченко. Снова планируется длительная экспедиция. Настолько длительная, как ещё не бывало.

И этот полёт вошёл в историю! Владимир Титов и Муса Манаров установили мировой рекорд продолжительности космического полета. Впервые в мире, с 21 декабря 1987 г. космонавты провели в космосе целый високосный год: 365 суток 22 часа 38 минут 58 секунд. 

В этом полёте Владимир Титов также выполнил три выхода в открытый космос общей продолжительностью 13 часов 47 минут, по 4-5 часов каждый. Вспомним про почти 1000 часов тренировок в гидробассейне и самолёте-лаборатории, итогом которых становятся лишь несколько десятков часов работы в открытом космосе — самых ответственных и сложных в работе космонавта.

Под ногами — планета! 
Обычно в полете запоминаются самые хорошие и самые плохие моменты. Расскажу о самом хорошем и интересном. Для меня это был первый выход в открытый космос. Скажу честно: было страшновато. Выход был физически и эмоционально тяжелым. Почему тяжелым? Во-первых, это был мой первый выход. Во-вторых, ты идешь с фалом, в котором находятся электропровода. Тогда еще не было автономных скафандров. И вот, ты тащишь за собой этот фал, а еще груз и инструменты. В общем, это было тяжело физически.

Во время выхода мы вместе с Мусой Манаровым выполнили все запланированные работы. Установили экспериментальную секцию на солнечной батарее, а старую секцию сложили и закрепили у основания батареи. И вот, когда мы все работы выполнили, настал интересный момент. Станция летела вертикально, осью на Землю со стороны Атлантического океана. Подо мной оказался Гибралтарский пролив, слева – Испания, справа – Африка, а впереди – Средиземное море. И вот, я держусь за поручень, стою вертикально, как станция, а впереди меня раскрывается вот такая красивейшая картина. Это было просто замечательно! Глянул под ноги и инстинктивно схватился за поручень. Под ногами ничего нет, а страх высоты есть. Потом подумал: «я же не упаду, а ну-ка, давай, отпусти руку». Страх надо было преодолеть. И вот так, потихонечку руку отпустил, повисел, посмотрел. Это был чрезвычайно эмоциональный момент.

ОК "Мир" и Space Shuttle в состыкованном положении. Снято экипажем ЭО-19.  

На орбиту на "Шаттлах"

В 1989 г. Владимиру Титову присвоена квалификация «Космонавт 1 класса». Несмотря на закрытие программы отечественного многоразового космического корабля «Буран», Владимир Титов всё-таки совершил полёты на космическом «челноке» — американском. 29 сентября 1992 г. он был отобран для этой цели вместе с Сергеем Крикалевым, и в 1992-1994 гг. прошёл подготовку к полету на Space Shuttle в Космическом центре NASA им. Л. Джонсона в Хьюстоне, штат Техас. 

С 3 по 11 февраля 1995 г. Владимир Титов выполнил свой третий полёт в качестве специалиста полета STS-63 на корабле Discovery. Впервые «Шаттл» сблизился с орбитальным комплексом «Мир» до расстояния 10 м, предваряя будущие первые стыковки. Российские корабли не стыковались с американскими к тому времени почти 20 лет, и эти встречи в космосе открывали новую эпоху сотрудничества космических держав. 

Четвёртый полёт состоялся с 26 сентября по 6 октября 1997 г. на корабле Atlantis по программе STS-86. Программа этого полета включала стыковку с комплексом «Мир». Во время полета Титов выполнил один выход в космос длительностью 5 часов 1 минуту, и стал первым российским космонавтом, вышедшим в открытый космос из «Шаттла» в американском скафандре.

Владимир Титов — участник экспедиции STS-86.
© NASA

С 1990 по 1998 г. Владимир Титов работал в Центре подготовки космонавтов на различных руководящих должностях: заместитель начальника 1 управления (по подготовке космонавтов) 1-го НИИ ЦПК, инструктор-космонавт-испытатель 1-й группы отряда космонавтов, начальник 3-го управления ЦПК. В 1998 г. выбыл из отряда космонавтов по возрасту. 

После выхода из отряда работал начальником управления пилотируемых программ в ГКНПЦ имени Хруничева. С 1999 по 2009 г. работал директором подразделения компании Boeing Space & Communications по России и странам СНГ. С 2007 года является советником компании Excalibur Almaz Ltd. в России.

Владимир Георгиевич живёт в Москве, женат, у него взрослые сын и дочь.

На малой родине в Сретенске, 2011 год. 
© "Забайкальское информационное агентство"

Статистика космических полётов
НАЛЕТ: 387 сут. 00 час. 45 мин. 51 сек. 
ВЫХОДЫ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС: 4
СУММАРНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ В ОТКРЫТОМ КОСМОСЕ: 18 час. 48 мин. 

Награды
Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (21.12.1988), два ордена Ленина (1983, 21.12.1988), орден Красной Звезды (1988), две медали NASA «За космический полет» (NASA Space Flight Medal), медаль «За заслуги в освоении космоса» (Указ Президента РФ от 12 апреля 2011 года) и 8 юбилейных медалей.

Орден Георгия Димитрова (Болгария, 1988), орден «Стара Планина» I степени (Болгария, 2003), орден «Солнце Свободы» (Афганистан, 1988), командор ордена Почетного легиона (Франция, 1988). 

Лауреат американской премии Harmon Trophy (1990 г.) совместно с Мусой Манаровым (первые граждане СССР, удостоенные премии Хармона) за установление мирового рекорда по продолжительности космического полета.


Алексей Коваль

c использованием материалов
ЦПК им. Ю. А. Гагарина
NASA
Телестудии "Роскосмоса"
Журнала "Новости космонавтики"
"Космической энциклопедии ASTROnote"
Образовательного портала "Осиктакан"
РИА "Новости"
"Забайкальского информационного агентства"